Версия для печати

Российский рынок ж/д перевозок лесных грузов в 1-м полугодии 2020 года

Дата новости: 28/07/2020

Тренды и влияние мировой конъюнктуры

В 1-м полугодии 2020 года цикличный тренд коррекции на рынке перевозок лесных грузов, после очередного пика 2018 года, сопровождался «черным лебедем» мирового масштаба и общим снижением деловой активности. Тем не менее, многие тенденции последних лет сохранились. Среди них: рост перевозок необработанной древесины во внутреннем сообщении vs снижение экспорта, сохранение предпосылок к росту перевозок экспортируемой продукции лесопереработки. 

Внутрироссийские перевозки

Железнодорожные перевозки лесных грузов во внутреннем сообщении продемонстрировали рост. Объем транспортировки необработанной древесины увеличился на 5 % год к году до 9,6 млн тонн. Наибольший объем, или 3,9 млн тонн, пришелся на балансовую древесину - ее погрузка выросла на 5 %, что сопоставимо с ростом производства целлюлозно-бумажной продукции в России (по данным Росстата, объем промышленного производства древесной целлюлозы и целлюлозы из прочих волокнистых материалов в России в первой половине 2020 г. вырос год к году на 6,9 % до 4,4 млн тонн). Также увеличились внутренние перевозки пиловочника – на 14 % до 2,9 млн тонн. 

Экспортные перевозки круглого леса и продукции лесопереработки 

В перевозках лесных грузов за последние пять лет наблюдается планомерное изменение структуры экспорта – доля круглого леса снизилась с 44 % до 32 %.  Такое изменение обусловлено политикой государственного регулирования в области заготовки и продажи лесопродукции: это и введение пошлин на необработанную древесину, и стимулирование развития производства через программу приоритетных инвестиционных проектов, и субсидирование затрат на транспортировку продукции лесопереработки. Растущий тренд перевозок продукции лесопереработки длится несколько лет и был скорректирован карантинными мерами: по итогам 1-го полугодия текущего года перевозки пиломатериалов временно снизились на 11 % и составили 7,6 млн тонн. Но уже к концу 1-го полугодия мы отмечаем предпосылки к восстановлению объемов: в июне погрузка даже превысила значения 2019 г. на 3 % и составила 1,5 млн тонн. 
По итогам 1-го полугодия отмечен рост контейнерных перевозок пиломатериалов - на 4 % до 3,1 млн тонн. Основным драйвером роста выступает субсидирование китайским правительством контейнерных перевозок в рамках программы «Шёлковый путь» (субсидируются маршрутные контейнерные перевозки через сухопутные пограничные переходы).

Общие тренды конкурентной среды 

В целом наблюдается растущий уровень конкуренции за китайский рынок лесоматериалов между странами - поставщиками древесины. Германия вышла в этом году на 2-е место после Новой Зеландии по поставкам необработанной хвойной древесины, Россия – на 3-м месте, за ней следуют Австралия и Чехия. По поставкам пиломатериалов конкуренция также растет. Многие страны стремятся увеличить экспорт, мы отмечаем эту тенденцию по Германии, Украине, Швеции и Чили.
 
Аналитический центр ООО «ТрансЛес»
 
Вернуться к списку новостей